1
Формы подведения итогов, методы диагностики,
оценка качества освоения программы (мониторинг)
В принятом в МБУ ДО «ЦВР» Положении о порядке проведения
внутреннего мониторинга качества и полноты реализации общеобразовательных
общеразвивающих программ установлены единые требования к механизму
диагностики и оценки качества освоения программ.
Периодичность его проведения - 2 раза в год:
входной мониторинг (конец октября - начало ноября)
мониторинг качества и полноты реализации дополнительной
общеобразовательной программы (конец апреля - начало мая).
Входной мониторинг определяет состав учащихся в учебном году:
объед. __________________________________ пед._____________________
старше 18
1
2
3
Мониторинг качества и полноты реализации дополнительной общеобразовательной программы включает:
•
промежуточный контроль освоения учащимися дополнительных
общеразвивающих программ в период перехода к следующему году
обучения;
•
итоговый контроль освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ ( для одногодичных программ заменяет промежуточный
контроль, но отражает результаты промежуточного контроля).
в т.ч. девочки
в т.ч. девочки
18 лет
в т.ч. девочки
17 лет
16 лет
в т.ч. девочки
15 лет
в т.ч. девочки
14 лет
в т.ч. девочки
в т.ч. девочки
13 лет
в т.ч. девочки
12 лет
11 лет
в т.ч. девочки
10 лет
в т.ч. девочки
9 лет
в т.ч. девочки
в т.ч. девочки
8 лет
в т.ч. девочки
7 лет
6 лет
в т.ч. девочки
5 лет
в т.ч. девочки
4 года
в т.ч. девочки
Кол-во
учащихся
год обуч.
группа
1. Количество учащихся на начало уч. года
2
Результаты промежуточного контроля отражаются в таблицах ( в конце
очередного учебного года):
1. Таблица: Показатель - сохранность состава учащихся,
2. Таблица: Показатель - прохождение учащимися программы,
3. Таблица: Показатель - степень освоения программы
4. Таблица: Показатель - творческий
Определение показателей промежуточного контроля
Показатель - сохранность состава учащихся – вычисление
1.
процента сохранения учащихся относительно набранного в начале обучения по
формуле: число учащихся на конец года : число учащихся при наборе * 100% .
Показатель - прохождение учащимися программы - расчет
2.
фактически полученных часов программы по формуле: количество часов,
данных по факту * 100% : количество часов согласно программе.
Например, за первое полугодие фактически пройдено 64 часа, а в
программе - 70 часов. Данный показатель определяется по формуле: 64*100% :
70=91%.
Следовательно, программа выполнена не полностью и необходимо внести
в Календарно-тематическое планирование коррективы с тем, чтобы обеспечить
выполнение своей программы согласно Закону об образовании.
В случае, если занятия не были проведены по причине болезни или
командировки педагога возможны следующие варианты:
• организация дополнительных занятий в каникулярное время,
• продление сроков завершения учебного года с учетом утвержденного
администрацией учреждения Календарного учебного графика.
Обо всех изменениях в Календарно-тематическом планировании и в
Календарном учебном графике уведомляется администрация учреждения.
3.
3
Показатель - степень освоения программы
Этот показатель рассчитывается по двух балльной шкале, общей для
всего учреждения.
Критериальный подход и формулы перевода результатов освоения
программы учащимися в двух балльную систему:
Например, за год учащийся должен выполнить обязательный набор
заданий.
Выполненная работа оценивается следующим образом:
•
наличие работ, участвовавших в различных конкурсах – 2 балла.
•
все работы выполнены на «отлично» и «хорошо» – 1,5 балла.
•
во всех остальных случаях – 1 балл.
4.
Показатель - творческий
Творческий показатель отражает результат участия каждого учащегося в
конкурсном движении.
Ф.И.О.
учащегося
I II III Л уч
№
1.
*
Иванов
2.
Петров
3.
Сидоров
всего по
группе:
0
1
I II III Л уч I II III Л уч I II III Л уч
*
*
*
0
0
0
2
1
Условные обозначения результатов участия в конкурсах:
I – первое место
II – второе место
III – третье место
Л – звание лауреата
уч – получен сертификат участника конкурса
Количество
наград
Муниципальный Региональный Всероссийский Международный
уровень
уровень
уровень
уровень
3
1
0
4
Балл
степени
освоения
(После Ф.И.О. уч-ся ставится любая отметка в определенной графе ( *, +, √ )
2
2
1,5 или 1
среднее
знач.
4
•
наличие работ, участвовавших в различных конкурсах – 2 балла.
•
все работы выполнены на «отлично» и «хорошо» – 1,5 балла.
•
во всех остальных случаях – 1 балл.
Таким образом, в мае текущего учебного года промежуточный контроль
позволяет выделить Общий процент качества и полноты реализации программ в
данном объединении и по всему учреждению (Приложение № 5 - Таблица)
Для отражения успехов каждого учащегося разработана карта его
достижений и оценка степени освоения программы на весь период обучения!
По той же схеме в мае текущего учебного года проводится и итоговый
контроль (для учащихся, заканчивающих обучение), отражающийся в таблицах:
1. Таблица «Показатель: прохождение учащимися программы»
2. Таблица «Показатель: степень освоения программы»
3. Таблица «Показатель: творческий»
4. Аналитическая справка «Оценка запланированных результатов освоения
дополнительной общеразвивающей программы».
В аналитической справке показатели прохождение учащимся программы и
степень освоения программы оцениваются с учетом мнения самого учащегося о
результате своего обучения (Приложение № 6).
Среднеарифметический процент показателей итогового контроля отражает
Общий процент качества и полноты реализации программ в данном объединении
и по всему учреждению.
5
Приложение № 5 (к Положению о мониторинге в «ЦВР»)
2023-24
2022-23
2021-22
2020-21
Программа «___________________» пед.: __________________
Показатели качества и полноты реализации:
Итоговый %
реализации программ
2019-20
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2023-24
Итоговый процент качества и полноты
реализации программы за каждый год реализации программы
Nб = Х%
Х = Nб х 100% : 2
2022-23
I II III Л уч
2021-22
I II III Л уч
2020-21
I II III Л уч
2019-20
I II III Л уч
Всего
наград
Итоговый
балл
1. Показатель СОХРАННОСТЬ СОСТАВА УЧАЩИХСЯ
Количество учебного
Учащихся
% сохранения
конец года
начало года
учащихся
:
2019-2020
х 100 % =
:
2020-2021
х 100 % =
:
2021-2022
х 100 % =
:
2022-2023
х 100 % =
:
2023-2024
х 100 % =
2. Показатель ПРОХОЖДЕНИЕ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ
Количество отведенных
Запланированых % выполненных
педагогом часов
часов на год
часов
:
2019-2020
х 100 %
=
:
2020-2021
х 100 %
=
:
2021-2022
х 100 %
=
:
2022-2023
х 100 %
=
2023-2024
х 100 % :
=
3. Показатель СТЕПЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Вычисленный балл
% освоения
освоения по объединению
программы
2019-2020
х 100 % : 2 =
2020-2021
х 100 % : 2 =
2021-2022
х 100 % : 2 =
2022-2023
х 100 % : 2 =
2023-2024
х 100 % : 2 =
4. Показатель ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ (при наличии грамот и т.д.)
Вычисление %
Муниципальный Региональный Всероссийский Международный
по
формуле:
2б=100%
уровень
уровень
уровень
уровень
6
Приложение № 6 (к Положению о мониторинге в «ЦВР»)
Карта самооценки учащимся результатов обучения
(промежуточный или итоговый контроль в мае текущего учебного года)
Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты
получил, занимаясь по программе «________________________» в этом учебном году, и
обведи соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)
1.
Освоил теоретический материал по
1
2
3
4
5
разделам и темам программы (могу
ответить на вопросы педагога)
2.
1
2
3
4
5
Знаю специальные термины, используемые
на занятиях
3.
Научился использовать полученные знания
1
2
3
4
5
в практической деятельности
4.
Умею выполнять практические задания
1
2
3
4
5
(упражнения, задачи, опыты и т.д.),
которые дает педагог
5.
Научился самостоятельно выполнять
1
2
3
4
5
творческие задания
6.
Умею воплощать свои творческие замыслы
1
2
3
4
5
7.
8.
9.
10.
Могу научить других тому, чему научился
сам на занятиях
Научился сотрудничать с ребятами в
решении поставленных задач
Научился получать информацию из
различных источников
Мои достижения в результате занятий
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Процедура проведения: учащимся предлагается обвести цифры,
соответствующие его представлениям по каждому утверждению. После сбора
анкет в свободных ячейках педагог выставляет свои баллы по каждому
утверждению. Далее рассчитываются средние значения, и делается вывод о
приобретении учащимися различного опыта. Педагог составляет сводную
таблицу результатов по группе, пишет аналитическую справку.
Обработка результатов:
•
пункты 1,2,9 – опыт освоения теоретической информации
(максимально 15=100%);
•
пункты 3,4,10 – опыт практической деятельности
(максимально 15=100%);
•
пункты 5,6 – опыт творчества
(максимально 10=100%);
•
пункты 7,8 – опыт коммуникации (сотрудничества)
(максимально 10=100%).
Определяется общий процент самооценки каждого учащегося.
7
Приложение № 7 (к Положению о мониторинге в «ЦВР»)
Анкета «Оценка педагогом запланированных результатов освоения
дополнительной общеразвивающей программы»
(итоговый контроль по завершению программы)
№
Вопросы
1. Освоил теоретический материал по разделам и темам программы
2. Знает, понимает и использует в разговоре специальные термины,
используемые на занятиях
3. Научился использовать полученные на занятиях знания в
практической деятельности: может определить цель предполагаемой
работы, спланировать ход ее выполнения, спрогнозировать и
оценить результат
4. Умеет выполнять практические задания с помощью алгоритма
(упражнения, задачи...), которые дает педагог:
5. Научился самостоятельно выполнять творческие задания,
продумывать действия при решении задач творческого и
поискового характера
6. Умеет воплощать свои творческие замыслы. Понимает ради чего,
какой смысл, вкладывается в замысел предполагаемой работы
7. Может научить других тому, чему научился сам на занятиях:
понимает, чему хочет научить, какой будет результат и как его
достичь. Может свои идеи сформулировать другим.
Может отрефлексировать после выполнения работы
8. Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных
задач: может обсуждать с ребятами пути решения учебных задач;
искать информацию; готов к сотрудничеству; умеет грамотно в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка выражать свои мысли
9. Может найти и выделить необходимую информацию с помощью
разных источников: книг, компьютерных средств и пр.
10. Научился сотрудничать со взрослыми в решении поставленных
задач: может обсуждать со взрослыми пути решения учебных
задач; участвовать в распределении обязанностей; выполнять
поручение за контролем выполнения поставленных задач,
обсуждать на основе сотрудничества пути и способы решения,
высказывать корректно свое мнение
11. Может ответить на вопросы «Что дают занятия, полученные
знания, в чем ценность достигнутого для себя, для семьи,
общества?»
Мнение педагога
12345
12345
12345
12345
12345
12345
12345
12345
12345
12345
12345
Процедура проведения: Педагог выставляет свои баллы по каждому утверждению.
Составляет сводную таблицу результатов по группе, пишет аналитическую справку.
Обработка результатов:
− Пункты 1, 2, 4 – предметный результат
− Пункты 3,7, – метапредметный (регулятивный) результат
− Пункты 5, 9 – метапредметный (познавательный) результат
− Пункты 8, 10 – метапредметный (коммуникативный) результат
− Пункты 6, 11 – личностный результат