1 Формы подведения итогов, методы диагностики, оценка качества освоения программы (мониторинг) В принятом в МБУ ДО «ЦВР» Положении о порядке проведения внутреннего мониторинга качества и полноты реализации общеобразовательных общеразвивающих программ установлены единые требования к механизму диагностики и оценки качества освоения программ. Периодичность его проведения - 2 раза в год: входной мониторинг (конец октября - начало ноября) мониторинг качества и полноты реализации дополнительной общеобразовательной программы (конец апреля - начало мая). Входной мониторинг определяет состав учащихся в учебном году: объед. __________________________________ пед._____________________ старше 18 1 2 3 Мониторинг качества и полноты реализации дополнительной общеобразовательной программы включает: • промежуточный контроль освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ в период перехода к следующему году обучения; • итоговый контроль освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ ( для одногодичных программ заменяет промежуточный контроль, но отражает результаты промежуточного контроля). в т.ч. девочки в т.ч. девочки 18 лет в т.ч. девочки 17 лет 16 лет в т.ч. девочки 15 лет в т.ч. девочки 14 лет в т.ч. девочки в т.ч. девочки 13 лет в т.ч. девочки 12 лет 11 лет в т.ч. девочки 10 лет в т.ч. девочки 9 лет в т.ч. девочки в т.ч. девочки 8 лет в т.ч. девочки 7 лет 6 лет в т.ч. девочки 5 лет в т.ч. девочки 4 года в т.ч. девочки Кол-во учащихся год обуч. группа 1. Количество учащихся на начало уч. года 2 Результаты промежуточного контроля отражаются в таблицах ( в конце очередного учебного года): 1. Таблица: Показатель - сохранность состава учащихся, 2. Таблица: Показатель - прохождение учащимися программы, 3. Таблица: Показатель - степень освоения программы 4. Таблица: Показатель - творческий Определение показателей промежуточного контроля Показатель - сохранность состава учащихся – вычисление 1. процента сохранения учащихся относительно набранного в начале обучения по формуле: число учащихся на конец года : число учащихся при наборе * 100% . Показатель - прохождение учащимися программы - расчет 2. фактически полученных часов программы по формуле: количество часов, данных по факту * 100% : количество часов согласно программе. Например, за первое полугодие фактически пройдено 64 часа, а в программе - 70 часов. Данный показатель определяется по формуле: 64*100% : 70=91%. Следовательно, программа выполнена не полностью и необходимо внести в Календарно-тематическое планирование коррективы с тем, чтобы обеспечить выполнение своей программы согласно Закону об образовании. В случае, если занятия не были проведены по причине болезни или командировки педагога возможны следующие варианты: • организация дополнительных занятий в каникулярное время, • продление сроков завершения учебного года с учетом утвержденного администрацией учреждения Календарного учебного графика. Обо всех изменениях в Календарно-тематическом планировании и в Календарном учебном графике уведомляется администрация учреждения. 3. 3 Показатель - степень освоения программы Этот показатель рассчитывается по двух балльной шкале, общей для всего учреждения. Критериальный подход и формулы перевода результатов освоения программы учащимися в двух балльную систему: Например, за год учащийся должен выполнить обязательный набор заданий. Выполненная работа оценивается следующим образом: • наличие работ, участвовавших в различных конкурсах – 2 балла. • все работы выполнены на «отлично» и «хорошо» – 1,5 балла. • во всех остальных случаях – 1 балл. 4. Показатель - творческий Творческий показатель отражает результат участия каждого учащегося в конкурсном движении. Ф.И.О. учащегося I II III Л уч № 1. * Иванов 2. Петров 3. Сидоров всего по группе: 0 1 I II III Л уч I II III Л уч I II III Л уч * * * 0 0 0 2 1 Условные обозначения результатов участия в конкурсах: I – первое место II – второе место III – третье место Л – звание лауреата уч – получен сертификат участника конкурса Количество наград Муниципальный Региональный Всероссийский Международный уровень уровень уровень уровень 3 1 0 4 Балл степени освоения (После Ф.И.О. уч-ся ставится любая отметка в определенной графе ( *, +, √ ) 2 2 1,5 или 1 среднее знач. 4 • наличие работ, участвовавших в различных конкурсах – 2 балла. • все работы выполнены на «отлично» и «хорошо» – 1,5 балла. • во всех остальных случаях – 1 балл. Таким образом, в мае текущего учебного года промежуточный контроль позволяет выделить Общий процент качества и полноты реализации программ в данном объединении и по всему учреждению (Приложение № 5 - Таблица) Для отражения успехов каждого учащегося разработана карта его достижений и оценка степени освоения программы на весь период обучения! По той же схеме в мае текущего учебного года проводится и итоговый контроль (для учащихся, заканчивающих обучение), отражающийся в таблицах: 1. Таблица «Показатель: прохождение учащимися программы» 2. Таблица «Показатель: степень освоения программы» 3. Таблица «Показатель: творческий» 4. Аналитическая справка «Оценка запланированных результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы». В аналитической справке показатели прохождение учащимся программы и степень освоения программы оцениваются с учетом мнения самого учащегося о результате своего обучения (Приложение № 6). Среднеарифметический процент показателей итогового контроля отражает Общий процент качества и полноты реализации программ в данном объединении и по всему учреждению. 5 Приложение № 5 (к Положению о мониторинге в «ЦВР») 2023-24 2022-23 2021-22 2020-21 Программа «___________________» пед.: __________________ Показатели качества и полноты реализации: Итоговый % реализации программ 2019-20 МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2023-24 Итоговый процент качества и полноты реализации программы за каждый год реализации программы Nб = Х% Х = Nб х 100% : 2 2022-23 I II III Л уч 2021-22 I II III Л уч 2020-21 I II III Л уч 2019-20 I II III Л уч Всего наград Итоговый балл 1. Показатель СОХРАННОСТЬ СОСТАВА УЧАЩИХСЯ Количество учебного Учащихся % сохранения конец года начало года учащихся : 2019-2020 х 100 % = : 2020-2021 х 100 % = : 2021-2022 х 100 % = : 2022-2023 х 100 % = : 2023-2024 х 100 % = 2. Показатель ПРОХОЖДЕНИЕ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ Количество отведенных Запланированых % выполненных педагогом часов часов на год часов : 2019-2020 х 100 % = : 2020-2021 х 100 % = : 2021-2022 х 100 % = : 2022-2023 х 100 % = 2023-2024 х 100 % : = 3. Показатель СТЕПЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Вычисленный балл % освоения освоения по объединению программы 2019-2020 х 100 % : 2 = 2020-2021 х 100 % : 2 = 2021-2022 х 100 % : 2 = 2022-2023 х 100 % : 2 = 2023-2024 х 100 % : 2 = 4. Показатель ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ (при наличии грамот и т.д.) Вычисление % Муниципальный Региональный Всероссийский Международный по формуле: 2б=100% уровень уровень уровень уровень 6 Приложение № 6 (к Положению о мониторинге в «ЦВР») Карта самооценки учащимся результатов обучения (промежуточный или итоговый контроль в мае текущего учебного года) Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь по программе «________________________» в этом учебном году, и обведи соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая) 1. Освоил теоретический материал по 1 2 3 4 5 разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) 2. 1 2 3 4 5 Знаю специальные термины, используемые на занятиях 3. Научился использовать полученные знания 1 2 3 4 5 в практической деятельности 4. Умею выполнять практические задания 1 2 3 4 5 (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог 5. Научился самостоятельно выполнять 1 2 3 4 5 творческие задания 6. Умею воплощать свои творческие замыслы 1 2 3 4 5 7. 8. 9. 10. Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач Научился получать информацию из различных источников Мои достижения в результате занятий 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Процедура проведения: учащимся предлагается обвести цифры, соответствующие его представлениям по каждому утверждению. После сбора анкет в свободных ячейках педагог выставляет свои баллы по каждому утверждению. Далее рассчитываются средние значения, и делается вывод о приобретении учащимися различного опыта. Педагог составляет сводную таблицу результатов по группе, пишет аналитическую справку. Обработка результатов: • пункты 1,2,9 – опыт освоения теоретической информации (максимально 15=100%); • пункты 3,4,10 – опыт практической деятельности (максимально 15=100%); • пункты 5,6 – опыт творчества (максимально 10=100%); • пункты 7,8 – опыт коммуникации (сотрудничества) (максимально 10=100%). Определяется общий процент самооценки каждого учащегося. 7 Приложение № 7 (к Положению о мониторинге в «ЦВР») Анкета «Оценка педагогом запланированных результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы» (итоговый контроль по завершению программы) № Вопросы 1. Освоил теоретический материал по разделам и темам программы 2. Знает, понимает и использует в разговоре специальные термины, используемые на занятиях 3. Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности: может определить цель предполагаемой работы, спланировать ход ее выполнения, спрогнозировать и оценить результат 4. Умеет выполнять практические задания с помощью алгоритма (упражнения, задачи...), которые дает педагог: 5. Научился самостоятельно выполнять творческие задания, продумывать действия при решении задач творческого и поискового характера 6. Умеет воплощать свои творческие замыслы. Понимает ради чего, какой смысл, вкладывается в замысел предполагаемой работы 7. Может научить других тому, чему научился сам на занятиях: понимает, чему хочет научить, какой будет результат и как его достичь. Может свои идеи сформулировать другим. Может отрефлексировать после выполнения работы 8. Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач: может обсуждать с ребятами пути решения учебных задач; искать информацию; готов к сотрудничеству; умеет грамотно в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка выражать свои мысли 9. Может найти и выделить необходимую информацию с помощью разных источников: книг, компьютерных средств и пр. 10. Научился сотрудничать со взрослыми в решении поставленных задач: может обсуждать со взрослыми пути решения учебных задач; участвовать в распределении обязанностей; выполнять поручение за контролем выполнения поставленных задач, обсуждать на основе сотрудничества пути и способы решения, высказывать корректно свое мнение 11. Может ответить на вопросы «Что дают занятия, полученные знания, в чем ценность достигнутого для себя, для семьи, общества?» Мнение педагога 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 Процедура проведения: Педагог выставляет свои баллы по каждому утверждению. Составляет сводную таблицу результатов по группе, пишет аналитическую справку. Обработка результатов: − Пункты 1, 2, 4 – предметный результат − Пункты 3,7, – метапредметный (регулятивный) результат − Пункты 5, 9 – метапредметный (познавательный) результат − Пункты 8, 10 – метапредметный (коммуникативный) результат − Пункты 6, 11 – личностный результат