Арт-терапия

Управление образования и социально-правовой защиты детства
Администрации Балахнинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»

ПРИНЯТО
решением педагогического
совета МБУ ДО "ЦВР"
(протокол № 1 (83))
"30" августа 2022 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО "ЦВР"
_____________ / С.Р. Брызгалова
"30" августа 2022 года
приказ №82 от 30.08.2022 года

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Социально-гуманитарная направленности
___________________________________________________________________________________
(направленность программы)

«Радуга»
__________________________________________________________________________________
(название программы / детского объединения)

арт-терапия
__________________________________________________________________________________
(отделение / предмет)

возраст обучающихся – с 4-8 лет
срок реализации – 1 год
на 2022 – 2023 года

Автор-составитель: педагог
дополнительного образования

Блажнова Евгения Сергеевна

г. Балахна
2022

Содержание
1. Целевой раздел………………………………………………………………..3
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………......3
1.1.1. Направленность дополнительной образовательной программы……5
1.1.2. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы...5
1.1.3.Отличительные особенности программы…………………………….5
1.1.4 Ожидаемые результаты……………………………………………..….5
1.1.5. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы..6
1.1.6. Объем и срок освоения программы………………………………….6
1.1.7. Формы и методы организации занятий………………………………7
1.2. Формы подведения итогов реализации программы…………………….9
2. Содержательный раздел…………………………………………………..…9
2.1. Учебный план………………………………………………………………9
2.2. Календарный учебный график…………………………………………..10
2.3. Рабочая программа (календарно-тематический план) ……………….12
3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………………………………………………………………….20
3.1. Научно-методическое обеспечение программы….................................20
3.2. Организационно-педагогические условия реализации программы…...21
3.3. Оценочная система и оценочные материалы………………………….22
4. Список литературы………………………………………………………….24

Целевой раздел
2

1.1 Пояснительная записка
В настоящий момент в развитии образования социализация дошкольника и младшего школьника в условиях постоянных изменений современного общества привлекает большое внимание. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. Неумение начать и построить беседу, завести дружеские отношения.
Неумение нестандартно мыслить, запоминать, держать внимание, понимать себя и свои ощущения и эмоции, неспособность понять свое состояние. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения
и профилактики негативных эмоций, развитие познавательных и творческих
процессов и способностей у детей.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного
процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана
с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, в которых успешно используются разные органы восприятия. По мере реализации программы у детей появляются навыки и умения необходимые при решении реальных задач обучающимися в жизни.
Программа рассчитана на обучение детей с 4 до 8 лет и учитывает возрастные и и индивидуальные особенности детей.
Возможности метода арт-терапии используют для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на обучающегося с помощью сказок, музыки, лепки, рисования, игр. Все это очень близко детям.
В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует
самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться
на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Занимаясь по данной программе, у обучающиеся снижается внутреннее
напряжение и, как следствие этого возникает чувство личной ценности. Занятия способствуют выражению своих переживаний, проблем, внутренних
противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с
другой.
Программа предусматривает использование дистанционной формы работы, упражнения в онлайн формате.
Кейсовая-технология: использование текстовых, аудиовизуальных и
мультимедийных материалов для самостоятельного изучения обучающимися
3

при регулярных консультациях у педагога.
Сетевые технологии используют телекоммуникационные: для
обеспечения обучающимися учебных и методических материалом и
взаимодействия с различной степенью интерактивности между
преподавателем, учащимися и родителями.
Сетевые технологии подразделяются на асинхронные и синхронные.
1.Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) - средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга (электронная
почту, групповые чаты Вайбер, Ватсап и т.д.).
2.Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – обмен информацией
в режиме реального времени. Это голосовые и видеоконференции
(чаты), технологии Skyp, и т.д.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее Программа) основывается на целом ряде нормативно – правовых документах и учитывает их требования.
ФедеральныйЗакФот29.12.2012г.№273«Об образовании в Российской Федерации»(вредакцииФедеральногозаконаот31.07.2020
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
РФ»по вопросам воспитания обучающихся»)(далее 273-ФЗ);
− Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации иосуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам,утвержденныйприказомМинистерстваПросвещенияРоссийскойФедерац
ииот9ноября2018г. №196»;
−
Приказ Министерства Просвещения Российской
Федерацииот09.11.2018г.№196«Обутверждениипорядкаорганизациииосуществленияоб
разовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015
г.);
− Постановление от 28.09.2020 № 28 Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспита4

−

−

ния и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» на период с
01.01.2021 до 01.01.2027;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающи
программ (включая разноуровневые программы)»;
Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы (к экспертизе в НМЭС ГБОУ ДПО НИРО) / ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

1.1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность и
направлена
на
формирование
коммуникативных
навыков,
профилактику напряжения и негативного поведения, а так же получить возможность самовыражения через творческую деятельность средствами арттерапии.
1.1.2. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы.
программы заключается в том, что она нацелена на решение задач,
определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р г., а именно: успешную социализацию детей, удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию
творческих способностей.
Применение образовательных технологий и средств творческого самовыражения при реализации Программы, играют важную роль в профилактике школьной дезадаптации. Ведь хорошо развитая социально-личностная
сфера служит одним из оснований получения ребёнком опыта выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов…), опыта предъявления себя другим людям, а также рефлексии своих чувств, а в дальнейшем и
условием комфортного и действенного взаимодействия с окружающими.
Сегодня формирование активной творческой личности школьника, которая может сама делать выбор, обозначать выходящие за стандарты цели и
достигать их, анализируя свою деятельность – актуальная проблема.
1.1.3.Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы можно считать комплекс методик и упражнений с использованием творческих видов работы и
включает в себя музыко-терапию, сказко-терапию, фото-терапию, изо- терапию, игро-терапию, а так же учитывает индивидуально-возрастные особен5

ности детей. Всё это способствует развитию мышления и памяти, творческих
способностей: воображения, внимания, восприятия, моторики рук, формированию коммуникативных навыков, самопознанию и саморегуляции через
творческую деятельность.

-

1.1.4. Ожидаемые результаты
развитие моторных способностей детей через владение ручными многообразными операциями влияющими на их психа физиологические функции
освобождение ребёнка от негативных переживаний фобии тревожности и
т.п. внутриличностных конфликтов;
Умение работать со своими переживаниями анализ реагирования принятия
и т.д.
раскрытие внутренних ресурсов ребёнка;
снижение эмоциональной тревожности;
повышение самооценки;
развития коммуникативных навыков ;
освобождаться от негативных переживаний, внутри личностных конфликтов.
адекватно оценивать себя и свои способности, взаимодействовать с собой и
своим окружением, эмпатии
снизить эмоциональную тревожность
повысить свою самооценку, приобрести уверенность в себе
развить коммуникативные навыков.

1.1.5. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы.
Цель: создание благоприятных условий для умственного и творческого развития детей.
Задачи:
Обучающие:
1.Сформировать позитивное эмоциональное состояние у обучающихся, чувство успешности.
2.Способствовать профилактике напряжения и негативного поведения, умению работать индивидуально и коллективно.
3.Дать обучающимся возможность посмотреть со стороны на сложившуюся
ситуацию.
Развивающие:
1.Способствовать развитию, воображения, мышления и памяти, творческих
способностей: воображения, внимания с помощью органов восприятия, коммуникативных навыков.
2.Развивать мелкую моторику рук.
3.Развивать речевую и познавательную
6

Воспитывающие:
1. Воспитание уверенности и личностного роста у обучающихся.
2.
Воспитание навыков бесконфликтного разрешения неприятных ситуаций.
3. Воспитание стремления к сопереживанию, бережных взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми.
Основными принципами работы программы являются:
-учёт современных требований;
-учет возрастных особенностей;
-доступность ;
-последовательность;
-системность;
-эффективность;
-системно-деятельностный подход;
-управляемость образовательным процессом;
Принципы обучения:
-принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности
ребёнка при руководящей роли педагога;
-принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального;
-принцип связи обучения с жизнью;
-постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологий;
- принцип системность;
- принцип преемственности взаимодействие взрослых с ребёнком;
1.1.6. Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы 1 год. Программа ориентирована на детей
младшего школьного возраста 4-8 лет, кроме того, эту программу осваивают
и дошкольники 5-6 лет, для которых содержание разделов адаптировано для
данного возраста.
1.1.7. Формы и методы организации занятий.
создание художественных образов с последующей рефлексией;
использование природной и городской среды в качестве средств для
выполнения арт-терапевтических техник (эко-арт-терапия). Подобные техники предлагаются в качестве домашнего задания с последующем обсуждением результатов на занятии;
использование имеющихся у ребенка либо предложенных педагогом
фотографий в электронном формате природной и/или окружающей среды
для выбора ресурсных образов или отработки травмирующих переживаний;
7

использование приемов фототерапии, где в обсуждении участвуют фотографии, сделанные самими ребенком с определенной терапевтической
целью;
использование метода коллажа, где применяются буклеты, листовки,
журналы, газеты и т.п.
На занятиях используется групповая, индивидуальная работа, работа в
парах, в группах, самостоятельная работа. Для обучающихся 5-6 лет, занятия
проводятся 3 раза в неделю по 30 минут, для детей 4-8 лет 3 раза в неделю по
1 часу (академический час равняется 45 минутам).
-

Каждое занятие имеет определенную структуру:
• Приветствие (настрой детей на занятие).
• Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают
в тематику занятия)
• Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно
темы занятия).
• Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов).
• Подведение итогов.
Данная структура занятия позволяет автоматизировать процесс занятия для
легкого вхождения и завершения.
№

Образовательная задача,
решаемая на занятиях

Основная форма

Методы

1

Познавательное занятие

Передача информации

Беседа, рассказ, прослушивание

2

Практическое занятие по
отработке определенного
умения

Обучение. Вырабатывать умение применять теорию на
практике

мастер- класс.

3

Самостоятельная деятельность

Поиск решения проблемы самостоятельно

мастер- класс.

4

Творческие упражнения

Применение знаний в новых
условиях.

Обмен идеями, опытом,
свободные дискуссии,
мастер-класс, творческая
мастерская.

5

Игровая форма

Создание ситуаций занимательности

Игра

8

7

Занятие – деловая (ролевая) игра

Усиление мотивации учения.
Формирование познавательной
деятельности, углубление и
расширение знаний, перенос
теоретического учебного материала в практическую деятельность

Игра

8

Занятие лекция

Формирование мотивации,
установка на активное восприятие

Беседа, рассказ

9

Модульное занятие

Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция.

Самостоятельная деятельность

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных
принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности – один из важнейших принципов работы.
1.2. Формы подведения итогов реализации программы
•
•
•
•

диагностика умений, навыков, полученных за учебный год;
беседа;
наблюдение;
текущий контроль в процессе индивидуальной работы
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
(17 нед.- 1 полугодие; 19 недели – 2 полугодие)

№

1.

Название
разделов и тем

Раздел I
«Изо-терапия»

Количество часов
1 полугодие

Количество часов
в 2 полугодии

Всего
часов

Все
го

теория

практика

Все
го

теория

практика

за
ГОД

22

5

17

25

5

20

47

9

Форма занятий

Форма
контроля

Беседа,
мастеркласс

Наблюдение,
продукт

2

Раздел II
«Сказкотерапия»

3

3.

Раздел III
«Фототерапия»

1

1

2

3

1

1

Беседа

Просушивание, наблюдение

2

6

2

2

3

Самостоя- Наблюдение
тельная
работа

2

9

Прослушивание,
беседа

4. Раздел IV
«Музыкотерапия»

7

1

6

2

Раздел V
«Игротерапия»

10

3

7

19

2

17

29

6.

Мониторинг

7

3

4

8

4

4

15

Тест

7.

Вводное занятие

1

1

1

1

2

Беседа

Наблюдение

Подведение итогов

0

1

1

1

Беседа

Наблюдение

Всего часов:

51

49

112

14

37

61

12

Взаимо- наблюдение
действие с
группой
Результат

2.2. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Радуга»
в 2022-2023 учебном году
1 полугодие
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

10

28.12-31.12

21.12-27.12

14.12-20.12

07.12-13.12

01.12-06.12

28.11-30.11

21.11-27.11

14.11-20.11

07.11-13.11

01.11-06.11

24.10-30.10

17.10-23.10

10.10-16.10

03.10-09.10

01.10-02.10

26.09-30.09

19.09-25.09

12.09-18.09

05.09-11.09

01.09-04.09

1

Год обучения

8.

Группа / звено

5.

Наблюдение,
прослушивание, продукт

п
о
л
у
г
о
д
и
е

1

2

3

4

5

5

6

7

8

9

10

11 12

13

14 14

15 16 17 18

11 гр

1г

2

3

3

3

2

1

3

3

3

3

3

3

3

3

1

3

3

3

3

2

53

12гр.

1г

2

3

3

3

2

1

3

3

3

3

3

3

3

3

1

3

3

3

3

2

53

13гр.

1г

2

3

3

3

2

1

3

3

3

3

3

3

3

3

1

3

3

3

3

2

53

14 гр

1г

2

3

3

3

2

1

3

3

3

3

3

3

3

3

1

3

3

3

3

2

53

в
неделю

час.

8

12

12

12

8

4

12

12

12

12

12

12

12

12

4

12

12

12

12

8

212

в
месяц

час.

212

52

52

52

56

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2 полугодие
Май

24.04-30.04
01.0507.05
08.05-14.05
15.05-21.05

22.05-28.05

29.05-31.05
1

59 112

3

3

1

59 112

3

3

3

3

3

2

13.03-19.03

1

06.03-12.03

2

01.03-05.03

3

27.02-

3

20.02-26.02

3

13.02-19.02

3

06.02-12.02

3

01.02-05.02

1

23.01-29.01

1
5

16.01-22.01

17.04-23.04

3

10.04-16.04

3

03.04-09.04

2
1

1
4

2

3

4

4

5

6

7

8

8

9

1
0

К

3

3

3

1

2

3

3

2

1

2

3

3

3

2

К

3

3

3

1

2

3

3

2

1

2

3

3

3

2

1 1
2 2

З
А

2
0

1
3

1

2
по
лу
го
ди
е

1 1
6 7

1
1

09.01-15.01

28.02

Апрель

53
,1

01.01-09.01

Г
р
у
п
п
а

Март

20.03-26.03
27.03-31.03
01.04-02.04

Февраль

30.01
-31.01

Январь

1 1
8 9

Г
О
Д

2
2

1
1
р

1
2
г
р
.

11

1
3
г

К

3

3

3

1

2

3

3

2

1

2

3

3

3

2

1

3

3

3

3

3

2

3

3

1

59 112

К

3

3

3

1

2

3

3

2

1

2

3

3

3

2

1

3

3

3

3

3

2

3

3

1

59 112

12

12

12

4

8

12

12

8

4

8

12

12

12

8

4

12

12

12

12

12

8

12

12

4

23
448
6

р
.

1
4
г
р

ч
а
с
ы

м
е
с
я
ц

40

44

52

52

48

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

2.3 Календарно-тематический план (Рабочая программа) реализации программы на 2022-2023 учебный год
Н
ед
ел
я

дата

Название раздела

Тема /Содержание

Ко Форма
л- занятия
во
часов

Форма контроля

Сентябрь
Беседа,
мастеркласс

1

01.09

Вводное занятие

Упражнение «Имядвижение»
Знакомство с кружком,
друг с другом

1

1

03.09

Изотерапия

- Упражнение «Если бы я
был»
- Упражнение
«Монотипия»

1

-

2

06.09

Изотерапия

- Работа с эмоциями: «Какого я цвета?»
- Выражаем эмоции красками

1

-

2

08.09

Тест «Что мы ожидаем?»

1

Тест

Мониторинг
12

Наблюдение,
продукт

Результат

2

10.09
Изотерапия.

«Дорисовывание финала
сказки»

1

Беседа,
мастеркласс

3

13.09

Изотерапия

- Работа с эмоциями: «расслабляемся»
- Знакомство с новым видом работы «Картина из
пластилина»

1

-

3

15.09

Изотерапия

«Картина из пластилина»

1

-

3

17.09

Изотерапия

- Работа с эмоциями: «Чувствую себя хорошо» - Знакомство с новым видом работы «Парное рисование»

1

-

4

20.09

Изотерапия

«Парное рисование»

1

4

22.09

Игротерапия

- Работа с эмоциями: «Аукцион»
- «Я и другие»

1

Взаимодействие с
группой

4

24.09

Игротерапия

«А ты внимательный?»

1

-

5

27.09

Игротерапия

«А ты внимательный?»

1

-

5

29.09

Игротерапия

«А ты внимательный?»

1

Итого сентябрь

Наблюдение,
продукт

наблюдение

13

Октябрь
Взаимодействие с
группой

наблюдение

1

Тест

Результат

«Мандала»

1

Беседа,
мастеркласс

Наблюдение,
продукт

«Мандала»

1

-

5

1.10

Игротерапия

- Упражнение на моторику 1
«Кулачки»
- Угадай, найди

6

4.10

Игротерапия

- Упражнение на моторику 1
«Кулачки»
- Угадай, найди

6

6.10

Мониторинг

Работа с ощущениями

6

8.10

Изотерапия

7

11.10

Изотерапия

13

7

13.10

Мониторинг

Работа с восприятием

1

Тест

7

15.10

Муз.терапия

Рисуем музыку

1

Прослушивание, беседа

8

18.10

Музыкотерапия.

Рисуем музыку

1

-

8

20.10

Мониторинг

Работа с воображением

1

Тест

8

22.10

Игротерапия

Запомнишь?

1

Взаимодействие с гр.

9

25.10

Игротерапия

Запомнишь?

1

9

27.10

Мониторинг

Работа с памятью

1

Тест

Результат

9

29.10

Изотерапия

Кляксография

1

Беседа,
мастеркласс

Наблюдение,
продукт

Самостоятельная
работа

Наблюдение

Беседа

Просушивание,
наблюд.

Наблюдение,
прослушивание,
продукт

Результат

Итого октябрь 13
Ноябрь
10

1.11

Изотерапия

Кляксография

1

10

3.11

Фототерапия

- Работа с эмоциями: «Мусорное ведро»
- «Карта наших эмоций»

1

10

5.11

Игротерапия

Паутинка, Паровозик, Зеркало

1

11

8.11

Сказкотерапия

Сказка по шаблону.

1

11

10.11

Сказкотерапия. Сказка наоборот.

1

11

12.11

Сказкотерапия

Зачитывание сказки, дорисовка финала.

1

Беседа

Просушиваннаблюдение

12

15.11

Изотерапия.

Зачитывание сказки, дорисовка финала.

1

Беседа,
мастеркласс

Наблюдение,
продукт

12

17.11

Изотерапия.

Рисунок в круге

1

14

12

19.11

Игротерапия

Коммуникативная игра
«Любимая игрушка»

1

13

22.11

Музыкотерапия.

Музыка природы «Лес»

1

Прослушивание, беседа

Наблюдение,
прослушиван

13

24.11

Музыкотерапия Музыка природы «Водопады»

1

-

-

13

26.11

Музыкотерапия Музыка природы «Море»

1

-

-

14

29.11

Мониторинг

1

Тест

Результат

Работа с мышлением

Итого ноябрь 13
Декабрь
14

1.12

Музыкотерапия Изображение музыки природы

1

-

-

14

3.12

Музыкотерапия.

Упрямая подушка

1

-

-

14

5.12

Изотерапия

Упражнение на моторику
Кляксография

1

Беседа,
мастеркласс

Наблюдение,
продукт

1
5

8.12

Изотерапия.

- Упражнение на моторику 1
- Рисование тканью

-

1
5

10.12

Изотерапия.

- Упражнение на моторику 1
- Рисование тканью

-

1
5

12.12

Изотерапия.

- Упражнение на моторику 1
- Учимся рисовать пальцами.

-

1
6

15.12

Изотерапия

- Упражнение на моторику 1
- Аппликация из кусочков
бумаги.

-

1
6

17.12

Изотерапия

- Упражнение на моторику 1
- Аппликация из кусочков
бумаги.

-

1
6

19.12

Изотерапия.

- Упражнение на моторику 1
- Аппликация из полосок
«Мой герой».

-

1
7

22.12

Изотерапия.

- Упражнение на моторику 1
- Мое настроение.

-

15

1

Тест

Результат

Изотерапия Рисунок - поделка «Елочная игрушка»

1

Мастер
класс

Результат

29.12

Изотерапия Рисунок - поделка «Елочная игрушка»

1

Мастер
класс

Результат

31.12

Подведение итогов полугодия

1

Беседа

Наблюдение

17

24.12

Мониторинг

17

26.12

18

18

Тест «Что мы узнали?»

Итого декабрь 14
Январь
1
9

10.01

1
9

12.01

19

14.01

Вводное занятие
Изотерапия

1
Выражаем эмоции
красками

1

Тест «Что мы ожидаем?»

1

Тест

Результат

1

Беседа

Сказкотерапия

«Дорисовывание финала
сказки»

Просушивание,
наблюд.
Наблюдение,
продукт

Мониторинг
20

17.01

20

19.01

Изотерапия

•

Работа с эмоциями:
«расслабляемся»
• «Картина из пластилина»

1

Беседа,
мастеркласс

20

21.01

Изотерапия

•

Работа с эмоциями:
«Чувствую себя хорошо» «Парное рисование»

1

-

21

24.01

Игротерапия

•

Работа с эмоциями:
«Аукцион»
«Я и другие»

1

Взаимодействие с
гр

•

наблюдение

21

26.01

Игротерапия

«А ты внимательный?»

1

-

21

28.01

Мониторинг

Работа с вниманием

1

Тест

Результат

Изотерапия

Техника рисования «Грат- 1
таж»

Мастер
класс

Наблюдение,
продукт

22 31.01

Итого январь 10

16

Февраль
22

2.02

Игротерапия

-Упражнение на моторику 1
«Кулачки»
-Угадай, найди

Взаимодействие с
гр

наблюдение

22

4.02

Мониторинг

Работа с ощущениями

1

Тест

Результат

7.02

Изотерапия

Рисунок в круге

1

23

9.02

Мониторинг

Работа с восприятием

1

Тест

Результат

23

11.02

Музыкотерапия.

Рисуем музыку

1

Прослушивание,
беседа

Наблюдение,
прослушивание,
продукт

24

14.02

Мониторинг

Работа с воображением

1

Тест

Результат

24

16.02

Игротерапия

Где что находится?

1

Взаимодействие с
гр

наблюдение

24

18.02

Изотерапия

Открытка к 23 февраля

1

21.02

Изотерапия

Открытка к 23 февраля

1

2
5

25.02

Игротерапия

Коммуникативная игра

1

Взаимодействие
с гр.

2
6

28.02

Мониторинг

Работа с памятью

1

Тест

23

25

наблюдение

Итого февраль 11
Март
2
6

02.03

Изотерапия

26

04.03

Изотерапия

Нитопись

1

•

Упражнение на мото- 1
рику
Создание мягкой игрушки
к 8 марта
17

Беседа,
мастеркласс

Наблюдение, продукт

27

07.03

Изотерапия

•

27

9.03

Мониторинг

Работа с мышлением

1

Тест

Результат

27

11.03

Изотерапия

Нитопись

1

Беседа,
мастеркласс

Наблюдение,
продукт

28

14.03

Изотерапия

- Упражнение на мотори- 1
ку
- Создание мягкой игрушки к 8 марта

28

16.03

Изотерапия

- Упражнение на мотори- 1
ку
- Создание мягкой игрушки к 8 марта

28

18.03

Игротерапия

- Профилактика психоэмоционального напряжения - Командообразование.

1

-

29

21.03

Игротерапия

- Профилактика психоэмоционального напряжения - Командообразование.

1

-

29

23.03

Игротерапия.

- Профилактика психоэмоционального напряжения - Тренинг на взаимодействие.

1

29

25.03

Игротерапия.

- Профилактика психоэмоционального напряжения - Тренинг на взаимодействие.

1

-

30

28.03

Игротерапия

- Профилактика психоэмоционального напряжения

1

Взаимодействие с
группой

наблюдение

30

30.03

Игротерапия

- Игра Найди отличия

1

-

-

Упражнение на мото- 1
рику
Создание мягкой игрушки
к 8 марта

Итого март 13
Апрель

18

30

1.04

Игротерапия.

- Профилактика психоэмоционального напряжения
- Разговор о дружбе, домашнее задание

1

-

31

4.04

Игротерапия,

- Профилактика психоэмоционального напряжения Работа с предметами.

1

-

31

6.04

Игротерапия,

- Профилактика психоэмоционального напряжения Работа с предметами.

1

-

31

8.04

Игротерапия

«Когда все вместе»

1

Взаимодействие с гр

32

11.04

Игротерапия

«Когда все вместе»

1

-

32

13.04

Изотерапия

Рисование под музыку

1

Беседа,
мастеркласс

Наблюдение,
продукт

32

15.04

Сказкотерапия

Хорошо или плохо?

1

Беседа

Просушивание,
наблюдение

33

18.04

Сказкотерапия

Хорошо или плохо?

1

-

33

20.04

Изотерапия

Взаимодействие с бумагой
«Что у нас за окном?»

1

Беседа,
мастеркласс

33

22.04

Изотерапия

Взаимодействие с бумагой
«Что у нас за окном?»

1

-

34

25.04

Изотерапия

Я и моя семья

1

-

34

27.04

Изотерапия

Я и моя семья

1

-

34

29.04

Игротерапия

Маски

1

Взаимодействие с гр.

Итого апрель 13
Май
35
35

2.05

Изотерапия

Рисование нерабочей рукой 1

-

4.05

Изотерапия

Упражнение с цветами

-

19

1

наблюдение

Наблюдение,
продукт

наблюдение

6.05

Игротерапия

Что нас окружает в приро- 1
де, дома, учебном учреждении, мире?

36

11.05

Игротерапия

Что нас окружает в приро- 1
де, дома, учебном учреждении, мире?

36

13.05

Изотерапия

Двое с одним карандашом

1

37

16.05

Изотерапия

Аппликация с природными
материалами

1

18.05

Фототерапия

Работа с эмоциями «Мусорное ведро»

37

20.05

Фототерапия

38

23.05

38

35

Беседа,
мастеркласс

Наблюдение,
продукт

1

Самостоятельная
работа

Наблюдение

«Карта наших эмоций»

1

-

-

Изотерапия

Рисование ватными палочками

1

Беседа,
мастеркласс

Наблюдение,
продукт

25.05

Изотерапия

Рисование ватными палочками

1

38

27.05

Игротерапия

Игра «Крокодил»

1

39

30.05

Мониторинг
Итог.занятие

Тест «Что мы узнали?» Создание общего коллажа

1

Тест

Результат

37

Итого май 12

Всего за год: 112 каждая группа
Всего по объединению – 448 часа
3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
3.1.Научно-методическое обеспечение программы
Для проведения занятий используются методы и приемы работы: игровые элементы, дидактические игры, интегрированный подход, прием сотворчества ребенка с педагогом, словесные методы (беседа ,объяснение, чтение
вслух), наглядные методы (организация наблюдений, образец
педагога,
частичный или полный показ). На занятиях проводятся физкультминутки.
20

Педагог в своей работе опирается на методические разработки известных педагогов психологов Лебедевой Л.Д., Гришиной А.Н., Колягиной В.Г.,
внося свои дополнения и новые методические приёмы
3.2. Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет с необходимой мебелью:
1. Столы для детей младшего возраста, маленькие стулья.
2. Покрытие на столы (скатерть).
Канцелярские принадлежности:
1. Клей ПВА.
2. Влажные салфетки.
3. Бумага, картон, цветной картон, цветная бумага.
4. Цветные карандаши, восковые мелки.
5. Гуашь, акварель.
6. Крупы.
7. Пластилин.
Прочее:
1. Песок.
2. Компьютер.
3.3.Оценочная система и оценочные материалы
В принятом в МБУ ДО «ЦВР» Положении о порядке проведения внутреннего
мониторинга качества и полноты реализации общеобразовательных общеразвивающих программ установлены единые требования к механизму диагностики и оценки качества освоения программ.
Периодичность его проведения - 2 раза в год:
входной мониторинг (конец октября - начало ноября)
мониторинг качества и полноты реализации дополнительной общеобразовательной программы(конец апреля - начало мая).
Входной мониторинг определяет качественный состав учащихся:
1. Количество учащихся на начало уч. года

21

Мониторинг качества и полноты реализации дополнительной
общеобразовательной программы включает:
• промежуточный контроль освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ в период перехода к следующему году обучения (если программа более 1 года обучения);
• итоговый контроль освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ ( для одногодичных программ заменяет промежуточный контроль).
Результаты мониторинга заносятся в следующие таблицы ( в конце
очередного учебного года):
1. Таблица: Показатель - сохранность состава учащихся,
2. Таблица: Показатель - прохождение учащимися программы,
3. Таблица: Показатель - степень освоения программы
4. Таблица: Показатель - творческий
Определение показателей:
Показатель -сохранность состава учащихся – вычисление
процента сохранения учащихся относительно набранного в начале обучения по формуле: число учащихся на конец года : число учащихся при
наборе * 100% .
1.

Показатель -прохождение учащимися часов программы - расчет фактически полученных часов программы по формуле: количество
часов, данных по факту * 100% : количество часов согласно программе.
Например, за первое полугодие фактически пройдено 64 часа, а в
программе - 70 часов. Данный показатель определяется по формуле:
64*100% : 70=91%.
Следовательно, программа выполнена не полностью и необходимо
внести в Календарно-тематическое планирование коррективы с тем, чтобы
обеспечить выполнение своей программы согласно Закону об образовании.
В случае, если занятия не были проведены по причине болезни или
командировки педагога возможны следующие варианты:
2.

22

в т.ч. девочки

15 лет

в т.ч. девочки

14 лет

в т.ч. девочки

13 лет

в т.ч. девочки

12 лет

в т.ч. девочки

11 лет

в т.ч. девочки

10 лет

в т.ч. девочки

9 лет

в т.ч. девочки

8 лет

в т.ч. девочки

7 лет

в т.ч. девочки

6 лет

в т.ч. девочки

5 лет

в т.ч. девочки

Кол-во
уч-ся
4 года

группа

год обуч.
1

• организация дополнительных занятий в каникулярное время,
• продление сроков завершения учебного года с учетом утвержденного администрацией учреждения Календарного учебного графика.
3. Показатель -степень освоения программы
Этот показатель рассчитывается по двух балльной шкале, общей
для всего учреждения.
Критериальный подход и формулы перевода результатов освоения
программы учащимися в двух балльную систему:
Например, за год учащийся должен выполнить обязательный набор
заданий.
Выполненная работа оценивается следующим образом:
• наличие работ, участвовавших в различных конкурсах – 2 балла.
• все работы выполнены на «отлично» и «хорошо» – 1,5 балла.
• во всех остальных случаях – 1 балл.
4. Показатель - творческий
Творческий показатель отражает результат участия каждогоучащегося
в конкурсном движении.
(После Ф.И.О. уч-ся ставится любая отметка в определенной графе ( *, +, √ )
Муниципальный

Региональный

Всероссийский

уровень

уровень

уровень
уровень

№
1.
2.
3.

Ф.И.О.
учащегося
Иванов

I

II

II
I Л

у
ч

*

II

II
I Л

у
ч

*

I

II

II
у
I Л ч

I

II

II
I Л

*

*

Петров

0

Сидоров

всего по
группе:

I

Ко Балл
ли степече
ни
ств освоео
ния
на
програ граму д
мы
ч

Международный

1

0

2

0

1

Условные обозначения результатов участия в конкурсах:
I – первое место
II.– второе место
III – третье место
Л – звание лауреата

23

0

3

2

1

2

0

1,5 или
1

4

среднее
знач.

уч – получен сертификат участника конкурса

•
•
•

наличие работ, участвовавших в различных конкурсах – 2 балла.
все работы выполнены на «отлично» и «хорошо» – 1,5 балла.
во всех остальных случаях – 1 балл.
Таким образом, в мае текущего учебного года мониторинг позволяет
выделить Общий процент качества и полноты реализации программ в данном объединении и по всему учреждению.
Для отражения успехов каждого учащегося разработана карта его
достижений и оценка степени освоения программы на весь период обучения!
Список рекомендованой литературы для педагогов:
1. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ, 2011.
2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб,
«Речь», 2006г.
3. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб. «Речь», 2006 г.
4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка.
М.,1997.
5. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с
детьми. - СПб.: Речь, 2006г.
6. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.
7. Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система
занятий», Спб, Речь, 2008г.
8. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003.
9. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг», Речь, Спб, 2007 г.
10.Использование методов арт-терапии с работе с детьми дошкольного
возраста
24

11.Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.: Просвещение, Владос, 1995.
Интернет-ресурсы: infourok.ru;www.maam.ru.ped-kopilka.ru.
Список рекомендованной литературы для детей и родителей:

1. Ю.Б. Гиппенрейтер « Общаться с ребенком. Как?»
2. Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
3. И. Млодик « Современные дети и их несовременные родители, или о
том,
в чем так непросто признаться»;
4. А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать,
чтобы дети говорили»

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(83144)6-27-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».